КГАУ "Лесопожарный центр"

Государственная награда

В 2012 году командир Кежемско-Богучанского звена КГАУ "Лесопожарный центр" Олег Владимирович Нетягин был награжден медалью "За спасение погибавших". 

 


Как это было....

Для штаба по борьбе с лесными пожарами, развернутого в селе Богучаны, этот июньский день ничем не отличался от предыдущих дней лета-2011. Над Приангарьем уже месяц стелился дым лесных пожаров, в Богучанском и Кежемском районах действовал режим чрезвычайной ситуации. А это значит, что все силы не только лесных огнеборцев, но и вся техника и рабочие местных промышленных предприятий были брошены на борьбу с разбушевавшейся огненной стихией.

КОГДА СОМКНУЛОСЬ КОЛЬЦО

Сражения с огнем в тайге шли с переменным успехом. Взамен одного подавленного очага тут же возникал новый, и нужно было перераспределять силы, изыскивать резервы, и где по лесным дорогам, а чаще по воздуху отправляться в бой. На стороне стихии выступала сухая и жаркая погода, усугублявшаяся высокой грозовой активностью в атмосфере, молниями без дождя, поджигавшими дальнюю тайгу. В штабе принимали донесения с мест дислокации пожарных групп, подкрепленных мобилизованными из местных жителей, сообщали обстановку в службу МЧС, постоянно держали в курсе краевые власти.

— Среди нерадостных вестей особо тревожное сообщение пришло от летчика-наблюдателя Александра Распаева, — рассказывает заместитель руководителя Лесопожарного центра Александр Слюняев. — Проводя плановый облет подконтрольной территории, он выявил, что, по его оценке, в 557-м квартале Хребтовского лесничества складывается тревожная ситуация.

Пожар, имеющий номер 37, где работала группа в 28 человек, из-за сильного переменного ветра срывался в верховой, и люди там в любой момент могли оказаться в огненном кольце с самыми печальными последствиями. Летнаб для пожарных, находящихся вдали от места боевых действий, заменяет глаза и уши, и к его мнению, как правило, прислушиваются. Решение было принято тут же: людей из опасного очага срочно, без промедления эвакуировать.

Однако ни одного свободного вертолета из арендованных Лесопожарным центром и пригодных к проведению экстренной спасательной операции к тому моменту не оказалось. Один борт шел с двумя группами авиапожарной службы на другие огневые точки, другой из-за сильнейшей грозы был вынужден стоять на аэродроме. МЧС ничем не могло помочь — все их "вертушки" тоже оказались на задании.

Наконец, сквозь шум и треск атмосферных помех удалось по рации дозвониться до руководителя Богучано-Кежемского авиазвена Олега Нетягина и сообщить о сложившейся ситуации. Его ответ был коротким: через полчаса вылетаем. Затем связь прервалась, потянулись долгие минуты, потом часы неопределенности, пока отправившийся туда же летнаб Распаев не сообщил: в сомкнувшемся кольце пожара людей не обнаружено.

— Мы на Ми-8 возвращались в Кодинск с очередного задания, налегке, после высадки десанта на крупном пожаре, когда по радио пришло распоряжение срочно вывезти группу, оказавшуюся в ловушке, — дополняет Олег Нетягин. — К таким приказам нам не привыкать, тут же по карте определили расстояние до места дислокации, наметили, куда будем вывозить людей, сколько вылетов придется сделать, подсчитали, в каком количестве нужно залить в баки керосина. Дело довольно тонкое: больше горючего запасешь — меньше людей на борт примешь, придется лишний рейс делать, а в таких ситуациях, бывает, все решают минуты. Огонь — противник коварный и промахов не прощает.

Однако и Олег — огнеборец опытный. Полтора десятка лет после окончания лесохозяйственного факультета только тем и занимается, что обнаруживает и тушит лесные пожары в Сибири и попутно обучает этому редкому ремеслу своих подчиненных. Начинал свой трудовой путь с инструктора десантно-пожарной группы в Енисейском районе, затем окончил курсы летнабов и вскоре, накопив опыта, стал успешно руководить в начале отделениями Красноярской базы авиалесоохраны, потом был назначен командиром Центрального звена этого же предприятия. В последние годы возглавляет Богучано-Кежемское звено авиалесоохраны Лесопожарного центра. Не раз ему приходилось находиться на самом острие борьбы с лесными пожарами, наблюдать с высоты за движением огневого вала и определять тактику борьбы с ними, направлять силы тех, кто бьется с огнем на земле, в нужное направление.

— Когда прилетели на место, сделали пару кругов, оценили обстановку, поняли, что такому напору огня противостоять невозможно, — продолжает Олег. — Пламя охватило полукольцом единственную безопасную площадку — старую лесосеку. На ней собралась часть группы. Остальные, в основном бойцы-профессионалы, командированные к нам в помощь из Ермаковского и Чуноярского отделений авиалесоохраны, продолжали работать на кромке пожара, не давая кольцу сомкнуться. По рации дал им команду отходить и сосредоточиться в центре площадки. При резких порывах ветра пламя срывалось, и огонь тут же начинал скакать по макушкам сосновых деревьев. На наше счастье, тот же ветер относил дым от площадки. Для посадки выбирать место приходилось очень внимательно. Старая лесосека представляла собой валы порубочных, остатков высотой до полутора метров, где требовалось разместить наш летательный аппарат, и любое отклонение было чревато катастрофическими последствиями. Но надо отдать должное пилотам: ребята были опытные, таежную и особенно лесопожарную специфику знают и на это раз не сплоховали, сели аккуратно.

Оказавшись на земле, Олег без промедления посадил в вертолет десять человек и дал команду вместе со старшим летнабом Сергеем Жулановым лететь в Яркино, ближайшее село, где имелась вертолетная площадка. Борт взмыл вверх и ушел в дымное небо, а остальные остались ждать.

УКРОЩЕНИЕ СТИХИИ

В таком положении важно было успокоить оставшихся людей. Хотя обстановка в любую минуту могла измениться, накроет дымом, и все: ни один, даже самый отчаянный пилот не будет рисковать. Тут же начали обсуждать действия оставшейся группы. Одни предлагали прорываться и бежать от огня по уцелевшему сырому лесу. Пришлось объяснять, что от огненного вала, гонимого ураганным ветром, убегать бессмысленно, он все равно догонит, и шансов выжить крайне мало, так как весь кислород из воздуха мгновенно выгорает, дышать становится нечем. Именно от удушья чаще всего гибнут при лесных пожарах. Путь один, нелегкий, но проверенный — идти по выгоревшему лесу, там, где огню пищи нет.

— На всякий случай предупредил, чтобы не спешили выливать запасы воды в надежде на скорую посадку в вертолет, — продолжает свой рассказ Олег Нетягин.

Тем временем минут через 15 вертолет вернулся, забрал еще десять человек. Оставшиеся повеселели, ободрились. Спустя еще четверть часа вновь послышался шум мотора. Машина мягко села на уже вытоптанный ногами клочок лесной земли, в открытую дверь быстро побросали инструменты, рюкзаки, спальники. Нетягин, бросив прощальный взгляд на спасительный пятачок, последним поднялся на борт.

После доклада в штаб о благополучном завершении операции командир авиазвена тут же получил новое задание. Бойцов парашютно-десантной группы отправить на очередной очаг огня, а остальных, "гражданских", вернуть в Богучаны в распоряжение штаба.

— Лишь убедившись, что все живы-здоровы, мы начали думать, как укротить этот пожар, едва не принесший трагедию, — завершает рассказ об одном лишь дне горячего нынешнего сезона Александр Слюняев.

Из низового, площадью 160 гектаров, он за считанные часы превратился в верховой, объяв территорию свыше тысячи гектаров. Но и его смогли вскоре локализовать и погасить.

Автор: Геннадий Миронов, 22-07-2011

УКАЗ Президента Российской Федерации от 21.04.2012 N 492 "О НАГРАЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

Обновлено: Понедельник, 16 мая 2016, 15:23  
2010-2024 © КГАУ "Лесопожарный центр"
Представленные данные принадлежат КГАУ "Лесопожарный центр".
Воспроизведение или распространение указанных данных в любой форме может производиться только с письменного разрешения руководства КГАУ "Лесопожарный центр".
(391) 290-50-71 - Телефон горячей линии
660055, г. Красноярск, ул. Джамбульская, 12Б. (391) 224-12-30, Факс:(391) 243-99-85, E-mail:lpcentr@lpcentr.ru

Создание сайта: ООО "Торинс"