КГАУ "Лесопожарный центр"

Этапы большого пути

У истоков авиационной охраны лесов Красноярья

В 1936 году для выполнения лесоавиационных работ был создан Красноярский авиаотряд № 03 Всесоюзного треста лесной авиации, местом базирования которого стало село Емельяново. Возглавил авиаотряд С.З. Белобородов. Под его командованием  находились Красноярское, Даурское и Курагинское авиаотделения, личный  состав которых включал трех пилотов и трех летчиков-наблюдателей. Общая охраняемая площадь лесов - 4,5 млн. га. Воздушный флот отряда состоял из трех СП  (модификация У-2). На предприятии работали лесники, лётчики и лесоустроители.  Перед сотрудниками авиаотряда в те годы стояло несколько важных задач: своевременно обнаружить с воздуха лесные пожары с указанием их точного места нахождения, быстро сообщить о них работникам наземной лесной охраны (вымпелом, донесением с посадкой на самолетные площадки, по телефону и т.п.). Затем доставить к местам возгораний, вблизи которых имелись посадочные площадки или аэродромы, руководителей тушения, работников лесной охраны и проконтролировать с воздуха ход тушения. Становление службы было тяжелым, а результаты работ скромными: за первый год работы из 21 возникшего лесного пожара  сотрудниками авиаотряда было обнаружено лишь 6. Методика и технология работ только начинала отрабатываться. 

В 1937 году количество авиаотделений возросло до пяти. Авиаотряд  охранял лесной фонд  уже трех трестов: «Краслес»,  «Хакаслес» и «Обьлес» площадью 9 млн.га. Новым командиром стал А.Т. Храмцов. Тогда же была организована школа по подготовке первых парашютистов-пожарных. В группу включили 12 парней, направленных на учебу леспромхозами из числа своих работников. Курсанты изучали парашютное дело, методы борьбы с лесными пожарами, основы топографии и метеослужбы. По завершении теоретического курса обучения и проведения тренировочных прыжков, они выполнили и практические работы по взрывному делу. Первые производственные прыжки для тушения лесного пожара новобранцы совершили летом 1937 года в районе реки Базаиха. Вдвоем они самостоятельно ликвидировали пожар на площади до 1 га. В числе парашютистов-пожарных первого выпуска был Ф.Р. Хололович, посвятивший в дальнейшем всю свою жизнь авиационной охране лесов края. Спустя два года он первым среди парашютистов авиаотряда №3 был награжден значком «Почетному работнику лесопромышленности» за проявленное мужество и самоотверженность при тушении лесных пожаров.

Красноярский авиаотряд быстро набирал силу, и практический результат не заставил себя долго ждать. Из 90 возникших в 1937 году пожаров с воздуха было обнаружено 63 возгорания в лесах.

 

В 1940 году авиаотряд  № 03, состоящий уже из 17 авиаотделений,  обеспечивал воздушную  охрану территорию от Оби до Лены площадью более 50 млн.га. Собственных самолетов  не хватало, применяли арендованные в гражданской авиации аэропланы.  В авиаотряде работали 13 парашютистов-пожарных, которые выполняли громадную работу по борьбе с лесными пожарами. Именно 1940 год вошел в историю, как самый напряженный по горимости лесов в предвоенный период.  На охраняемой территории возникло 1944 лесных пожара, охвативших площадь более 158 тыс.га, из них авиацией было обнаружено 1334 пожара на площади 111 тыс.га. Парашютисты самостоятельно ликвидировали 49 лесных пожаров, а с мобилизацией населения они потушили еще 284 лесных пожара на площади 11 тыс.га. На каждого парашютиста в том сезоне пришлось в среднем по 26 лесных пожаров! Всего парашютисты на тушение лесных пожаров совершили 94 прыжка. За одну высадку они ликвидировали сразу несколько пожаров, а при необходимости их доставляли к очагам возгораний наземной техникой.  

С 1940 года в авиационной охране лесов Красноярья участвуют женщины, которые трудятся в качестве лётчиков-наблюдателей. Это А.Ф. Жданова, Д. Е. Ковалёва, А.И. Соломонова, Е.А. Новикова, Г. Рожкова, Е.А. Андреева.

В 1941 году в связи с призывом на фронт мужчин, места лётчиков-наблюдателей занимают М.А. Туловская, М.Д. Тропина, В.В. Гречина.

В 1942 году все парашютисты–пожарные были призваны на фронт Великой Отечественной войны и парашютная служба авиаотряда №03 перестала существовать.

В 1943 году авиаотряд №03 возглавил летчик-наблюдатель II класса С.М. Щеглов, а коллектив красноярских лётчиков - наблюдателей пополнился вновь. На охране сибирской тайги начинают трудиться В.К. Ягодкина, В.А. Кедрова (Голубева), М.П. Бук, В.А. Смирнова, М.С. Потёмкина (Фатеева), которые несмотря на трудности военного времени и жесткие лимиты авиатоплива, несли свою нелёгкую вахту.

 

В годы войны Красноярский авиаотряд располагал всего 4 своими самолетами, осталось всего 3 пилота и 3 авиатехника. В начале пожароопасного сезона 1943 года на базе авиаотряда не было ни одного килограмма авиатоплива, за исключением неприкосновенного запаса, залитого в баки самолетов. Только в середине июля по ходатайству Красноярского крайисполкома, авиаотряд получил первые 10 тонн авиаГСМ по специальному распоряжению Заместителя Председателя СНК СССР А.И. Микояна. Красноярский аэропорт в конце июля 1943 года также получил горючее со специальным назначением для авиапатрулирования. Много было трудностей в военные годы, но авиапатрулирование лесов не прекращалось. Изменялась лишь охраняемая площадь лесов.   

В 1944 году самолетно-моторный парк авиаотряда заметно «помолодел», из 7 имевшихся исправных самолетов было 4 самолета По-2 и 3 СП.

В конце 1945 года руководство отряда поручило летчику-наблюдателю Ф.Р. Хололовичу возглавить работу по комплектованию кадров парашютистов, таким образом, в авиаотряде №03 начала восстанавливаться утраченная войной парашютная служба. 

В сезоне 1947 года парашютисты-пожарные (а их было 4 человека) потушили 21 лесной пожар. Однако большая часть парашютов и парашютного хозяйства выработала свой срок эксплуатации, замены и пополнения не было.  

С 1949 года авиаотряд № 03 прекратил выполнять авиалесоохранные функции, а стал работать только на лесоустроителей, выполняя аэрофотосъемку. В этом же году был организован Красноярский авиарайон, вошедший в состав образованной Западно-Сибирской базы авиационной охраны лесов с центром в Новосибирске. На должность начальника Красноярского авиарайона был назначен летчик-наблюдатель II класса П.И. Гудовский. Однако активная борьба с лесными пожарами авиационными силами в тот год не велась из-за отсутствия в авиарайоне парашютной службы.

В 1949 году возглавить парашютную службу Красноярского авиарайона предложили А.И. Исмурзину. С присущей ему энергией, разворотливостью, добросовестностью и знанием дела он приступил к набору будущих специалистов парашютистов-пожарных.     

    

Пережить трудные времена

В 1950 году работы по тушению лесных пожаров на территории  Красноярского края, Хакасии и Тувы были возобновлены. Контроль лесной территории общей площадью около 50 млн. га обеспечивали 15 авиаотделений - Ярцевское, Красноярское, Канское, Абанское, Ермаковское, Таштыпское, Сонское, Северо-Енисейское, Богучанское, Кежемское, Большемуртинское, Ачинское, Кызылское, Енисейское и Шагонарское. Авиацией в тот год было обнаружено почти 90%  пожаров, однако активных мер для их ликвидации не применялось – по-прежнему отсутствовала парашютная служба.

Лишь в 1951 году Красноярское, Канское, Большемуртинское и Ермаковское авиаотделения  стали использовать  для борьбы с лесными пожарами парашютистов-пожарных, подготовленных усилиями А.И. Исмурзина. В сезоне 1951 года они потушили 13 лесных пожаров на площади 13 га.

1954 год вошел в историю авиалесоохраны Красноярья как год, когда на авиалесоохранных работах стал применяться самолет Ан-2, который уже более 60 сезонов добросовестно служит авиалесоохране края.  До настоящего времени в мире нет машин, равных ему по взлётно-посадочным характеристикам и грузоподъёмности. Первыми самолет Ан-2 осваивали Красноярское и Канское авиаотделения, начальниками в которых работали лётчики-наблюдатели М.С. Фатеева (Потёмкина) и В.А. Голубева (Кедрова). Впервые в том сезоне для тушения лесных пожаров па­рашютисты Красноярского авиаотделения применили ран­цевые опрыскиватели типа РДОС-1. Кроме того, были проведе­ны опыты по сбрасыванию на кромку пожара с самолета хи­микатов, помещенных в автомобильные камеры. Но эти опыты не дали положительных результатов. На тушение наиболее сложных лесных пожаров совершались групповые прыжки парашютистов-пожарных.

В октябре 1954 года была образована Красноярская база авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства, принявшая эстафету авиалесоохранных работ от Красноярского авиарайона. Ее начальником стал П.И. Гудовский, главным летчиком-наблюдателем – Г.К. Стельмахов, старшим инструктором ППС — А. И. Исмурзин. Под контролем авиабазы – тайга Красноярского края (в том числе — Хакасии) и Тувинской АССР. Мес­то базирования новой авиабазы России было ус­тановлено в  Красноярске. Под штаб авиабазы был арендован дом по ул. Сверд­ловская, 117. От бывших производственных и жилых поме­щений авиаотряда № 03 в наследство авиабазе ничего не досталось. Пришлось начинать все с нуля. Условия для ра­боты были не из лучших, но у личного состава была твер­дая уверенность в завтрашнем дне, трудились все с «огоньком». В стесненных условиях, но вовремя готови­лись к предстоящему пожароопасному сезону летчики-наблюдатели и парашютисты-пожарные.

   

В 1955 году в составе Красноярской авиабазы насчитывалось 10 авиаотделений с 11 самолетами По-2 и Ан-2, 28 парашютистов-пожарных.

В 1956 году в авиаохране края впервые стал применяться самолет Як-12.

В 1958 году в Енисейском авиаотделении летчик-наблюдатель И.Р. Хололович первым в крае вылетел в разведку на борту вертолета Ми-4. Там же впервые на тушении двух  подземных пожаров применили взрывчатые материалы. 

С 1959 года самолеты По-2 уступили место Як-12. Была организована служба десантников-пожарных, всего их было 24 человека.

В 1960 году в Большемуртинском авиаотделении специалисты Центральной авиабазой провели испытания защитных приспособлений для прыжков на лес. 

В 1961 году 10 парашютистов-пожарных Красноярской авиабазы в порядке межбазового маневрирования впервые оказали помощь в тушении лесных пожаров на территории Томской области. 

 

В марте 1964 года главным летчиком-наблюдателем Красноярской авиабазы назначается Н.Н. Смертин. Тогда же наш регион получил первую партию спусковых устройств барабанного типа и сразу три авиаотделения - Богучанское, Енисейское и Кежемское провели первую тренировку десантников-пожарных с вертолёта Ми-4.       

В 1965 году впервые охраняемые лесные территории разделили на районы наземных и авиационных сил и средств пожаротушения. В РСФСР было организовано Министерство лесного хозяйства, а в крае – Управление лесного хозяйства. На тот период число авиаотделений Красноярской авиабазы достигло 29, использовалось 36 летательных аппаратов,  в том числе 5 самолетов Як-12,  15 вертолетов Ми-1, 6 вертолетов Ми-4. В штате авиабазы насчитывалось 103 парашютиста и 68 постоянных десантников-пожарных. Под авиационной охраной лесов находилось уже 62 млн.га государственного лесного фонда.    

Новое время - новые задачи

В сентябре 1966 года начальником Красноярской авиабазы назначен  Н.Н. Смертин,  главным летчиком-наблюдателем – Н.П. Жигулин.  К тому времени  авиабаза имела 30 авиаотделений, разделенных на Енисейский, Ангарский, Центральный, Хакасский и Тувинский авиарайоны. Тогда же для строительства производственных объектов авиабазы Красноярский горисполком отвел площадку по ул. Цимлянской.

В 1966 году коллектив авиабазы добился высоких показателей в работе и по итогам года был впервые удостоен Переходящим Красным Знаменем Министерства лесного хозяйства РСФСР и ЦК профсоюзов Лесбумдревпром. 

В 1968 году на Канском и Красноярском авиаотделениях впервые применили вертолеты Ми-2, парашютисты-пожарные работали уже на 15 авиаотделениях, а в 12 авиаотделениях использовались защитные приспособления для прыжков на лес. В августе 1968  года в Подкаменно-Тунгусском авиаотделении специалисты успешно провели государственные испытания накладных шнуровых зарядов взрывчатых материалов. С тех пор шнуровые заряды долгие годы применялись при тушении лесных пожаров. 

В 1970 году авиабаза перешла в новое светлое добротное помещение на Цимлянской, где разместились все службы, в том числе парашютный склад и павильон. В том же сезоне в Красноярской авиабазе стали применяться шланговые заряды взрывчатых материалов, с их помощью было ликвидировано 33 лесных пожара на площади 1587 га. К тому времени число парашютистов-пожарных авиабазы превысило две сотни человек, десантно-пожарная служба насчитывала 360 человек. На авиалесоохране края стали применяться самолеты Ли-2. Один из них в Богучанском авиаотделении работал на патрулировании лесов с парашютистами на борту, а второй -  «Зондировщик» - впервые в производственных условиях вызывал искусственные осадки из конвективной облачности над действующими лесными пожарами. В первый год работы с помощью «3ондировцика» было ликвидировано три крупных лесных пожара: в Богучанском авиаотделении — 1150 гектаров, в Проспихинском — более 3000 гектаров, в Оскобинском — 600 гектаров.

    

В 1971 году на смену Ли-2 пришли самолеты Ил-14. С этого времени Красноярской авиабазе удалось значительно увеличить эффективность авиапатрулирования: при необходимости с Ил-14 парашютистами — пожарными обслуживалось до трех лесных пожаров, по группе на каждый со взрывчаткой. Этот самолет верно служил авиалесоохране до 1981 года. Умело используя бортовые радиосредства самолета летчик –наблюдатель Д.Г. Бондарь обеспечивал связь отделений с любой точкой маршрута, докладывая об обстановке на их территории, при необходимости вел прямую связь с Центральной радиостанцией авиабазы. Тогда же впервые на охране лесов края стал применяться вертолет Ми-8, преимуществом применения которого была доставка воды к местам лесных пожаров на внешней подвеске. Вертолет  Ми-8 впервые совершил полет в  Кежемском отделении Енисейского авиаотряда.

И в 1971 году с целью отжига стали использоваться железнодорожные сигнальные свечи, признанные АПС надежными и удобными в работе. А в  Ярцевском авиаотделении, возглавляемом летчиком-наблюдателем А.В. Бушковым, силами личного состава построена первая в авиабазе вышка-тренажер для тренировки десантников со спусковыми устройствами.

В 1972 году парашютная служба получила  комплекты защитного снаряжения парашютиста-пожарного «Лесник». В Ярцевском, Богучанском, Енисейском, Большемуртинском авиаотделениях при выполнении патрульных полетов группы парашютистов-пожарных имели на борту самолета установленную норму взрывчатых материалов, предназначенных для тушения пожаров. В Богучанском авиаотделении впервые для доставки тяжелой техники к местам лесных пожаров в крае были применены 2 вертолета Ми-6 Красноярского авиаотряда. С их помощью удалось доставить  на Залидеевский и Яркинский крупные пожары пять тракторов и шесть бульдозеров С-100. При этом с бульдозеров  снимались кабины, так как  по габаритам они  не помещались в фюзеляж вертолета. Снятые кабины доставлялись на внешней подвеске. На выполнение всей операции потребовалось 49 летных часов. Немалые затраты были оправданы - только  благодаря своевременно доставленной технике удалось ликвидировать очень сложные лесные пожары. 

В 1973 году сложная лесопожарная обстановка потребовала привлечения дополнительных сил. Впервые на тушение лесного пожара, возникшего на стыке границ Мотыгинского, Богучанского районов  и Эвенкии в Манзенском авиаотделении пришлось задействовать силы полка гражданской обороны, который базировался под Красноярском. 150 человек военнослужащих самолетами и вертолетами авиабазы удалось в короткие сроки перебросить в Мотыгино, и далее  до места пожара вертолетами Ми-8.

    

В 1974 году были образованы Богучанский и Енисейский мехотряды. На тушении пожаров стали применяться облегченные монозаряды, разработанные учеными Института леса и древесины СО АН СССР. 

В 1975 году была организована охрана оленьих пастбищ Таймыра. Для этой цели организованы Дудинское и Хатангское авиаотделения. 

В 1977 году численность личного состава авиабазы достигла 1131 человек. Начато строительство Кызылского авиаотделения подрядным способом, продолжалось строительство Енисейского комплекса, строилось 3 жилых дома в Богучанах, вели строительство и другие отделения.

В 1979 году численность личного состава Красноярской авиабазы достигала 1230 человек, в их числе 346 парашютистов-пожарных и 603 десантника, с их помощью в крае были ликвидированы 9 из 10 лесных пожаров, всего 1221. Самостоятельно силами авиабазы ликвидирован 821 лесной пожар - почти две трети от возникших в тот год очагов. При тушении лесных пожаров воздушные огнеборцы впервые провели прокладку опорных полос раствором бишофита с вертолета Ми-8Т, слили 27,5 тонны раствора, длина полосы составила 0,7 км. В этом же году в крае внедрена система искусственного вызывания осадков с самолёта Ан-26.

Огонь побеждают смелые и умелые

Сезон 1982 года оказался одним из  чрезвычайно сложных  для работников леса и авилесоохраны края. С конца мая до середины июня в Богучанском районе установилась 30-градусная жара, отсутствие дождей  и ветры способствовали возникновению лесных пожаров, в иные дни отмечалось  до 20 очагов возгораний.  Огонь стал угрожать населенным пунктам. 28 мая в Хоженском лесничестве Чунского лесхоза пожар подошел к поселку Кежек. Сначала с  ним боролись работники химлесхоза и  леспромхоза. Руководил тушением главный лесничий А.С. Наконечный. Из-за сильного ветра вал огня остановить не удавалось. 31 мая его площадь достигла 2,5 тыс.га. В бой были брошены 24 десантника, взорвав  2,2 т  взрывчатки в наиболее опасном направлении, они  проложили опорную линию,  умело произвели отжиг, в результате чего путь огню был прегражден. А силами местного населения, подкрепленного бульдозерами леспромхозов,  удалось сдержать огонь на подступах к поселку. На другом пожаре в том же лесничестве  с огнем боролся полк гражданской обороны при поддержке двух вертолетов воинского подразделения. 30 мая летчик-наблюдатель Ф.И. Кузнецов обнаружил в Чуноярском лесничестве очаг огня, через сутки достигший площади 400 га и подошедший к  станции Новохайская. Люди и техника, боровшиеся с ним, не справлялись. Гонимый сильным ветром огненный вал катился по старым лесосекам Осиновского леспромхоза, а тяжелая техника не могла пройти в нужные места у кромки огня  из-за слабого грунта. Обстановка стала очень сложной  и противопожарная комиссия приняла решение организовать ударный отряд из парашютистов-добровольцев во главе с командиром Богучанского авиазвена В.А. Чувенковым. В состав отряда был включен также начальник отдела охраны и защиты леса Управления лесного хозяйства Г.К. Стельмахов. Отряду ставилась задача остановить пожар на линии электропередачи, идущей рядом с поселком. Выполнение задачи осложняло наличие на просеке ЛЭП большого количества оставленных порубочных остатков. Принятый Чувенковым план тушения – провести отжиг - местными жителями был принят «в штыки», они пообещали в случае неудачи расправиться с Чувенковым и его единомышленниками.  Но командир знал, что делал. Он четко разделил кромку на участки, за каждым из которых закрепил конкретных бойцов, написав их фамилии на столбах ЛЭП как раз напротив закрепленной кромки. Им удалось проложить 3,5 км минерализованной полосы для отжига и произвести пуск огня к надвигающейся огненной стене. Задачу отряд выполнил блестяще. А вот местные жители, которым план Чувенкова казался аферой, свою кромку не удержали, и ему пришлось идти на помощь всем своим отрядом. Угроза поселку миновала. Хотя на крайний случай эвакуации людей в поселке Новохайский находилось в постоянной готовности 3 вертолета Ми-8, пожарный поезд и пассажирский состав, вызванный из Красноярска, эвакуации жителей не  потребовалась. Вскоре поступил сигнал:  в плену огня оказалась метеостанция Гонда. Туда направили два бульдозера и доставили вертолетом 10 десантников-пожарных, одну тонну взрывчатки. В итоге удалось остановить огонь и спасти Гонду, хотя пожар выжег 1150 га. 

   

А в самом начале июня над территорией Богучанского района пронесся мощный ураган, в то время как на тушении десятков лесных пожаров находилось более полутора  тысяч человек. Когда ветер стих и открылся авиапорт для полетов, все имеющиеся на авиаотделениях самолеты и вертолеты были отправлены на  выяснение обстановки на пожарах. Летчики-наблюдатели нашли и связались со всеми группами людей: парашютистами-пожарными, десантниками-пожарными, мобилизованными, уточнили состояние людей, техники, снаряжения. К счастью, обошлось без жертв и увечий за одним исключением – у нескольких человек были слабые ожоги, так как одну группу людей пришлось спасать,  прорываться через действующую кромку огня на выжженный огнем участок, другого выхода не было. В момент урагана  спасались в ручьях, речках, в осинниках, а имущество закапывали в землю, чтобы избежать уничтожения огнем. 

За проявленное мужество и умелую организацию работ по тушению сложного лесного пожара В.А. Чувенков и Г.К. Стельмахов были удостоены медали «За отвагу на пожаре». Такую же награду получили работники авиапожарной службы авиабазы В.В. Прилепский, А.Н. Рыжевский, В.В. Сырычко, И.С. Асадчик.

В то жаркое лето на охраняемой авиабазой территории возникло 1250 лесных пожаров на площади более 29 тыс.га. Парашютисты совершили 4709 производственных прыжков, десантники – пожарные – 1617 спусков на СУ-Р к местам пожаров.    

В 1983 году штаб авиабазы был переведен в Академгородок, в здание ВНИИПОМлесхоза. Этого требовали интересы производства, т.к. вычислительный центр института вел обработку данных и информации по АСУ-охрана, требовалось тесное и постоянное сотрудничество диспетчерского пункта и ученых. В этом же сезоне вместо самолета Ил-14 на высадке парашютистов стали применяться  самолеты Ан-26, а на смену вертолетам Ми-4 пришли новые винтокрылые машины – Ми-8.

Время серьезных перемен 

В 1984 году для анализа возможной лесопожарной обстановки диспетчерский пункт авиабазы кроме спутниковых карт погоды, прогнозов гидрометцентра, получал карты приземного слоя.  Для этой цели использовался факсимильный аппарат ФАК-2. Информация от Красноярского гидрометцентра поступала в авиабазу через прямой радиотелетайп Р-154. Все виды связи ежегодно совершенствовались при непосредственном участии в этом процессе старшего инженера радиосвязи авиабазы И.В. Дивейко и его коллектива специалистов радиосвязи. Авиаотделения по каналам радиосвязи получали план работы на следующий день, КПО и кратность полетов. Расчет КПО и кратности полетов на каждый день делал ВЦ ВНИИПОМлесхоза. Нужная для диспетчера и начальника авиабазы информация от ВЦ принималась на дисплеи, установленные на диспетчерском столе и в кабинете начальника авиабазы.

В 1985 году была внедрена первая очередь системы автоматизированного учёта лесных пожаров АСУ-охрана, а также вертолётные водосливные устройства (ВСУ). Впервые для спусков десантников-пожарных стали применяться новые спусковые устройства СУ-Р. 

В 1986 году после перенесенного инфаркта оставил должность начальника авиабазы и уволился по выслуге лет Н.Н. Смертин. На его место был назначен Н.А. Ковалев, заместителем по летной службе стал А.К. Селин. К тому времени она стала одной из крупнейших в системе авиалесоохраны страны. Ее коллектив насчитывал более 1300 человек, под охраной которого находилось почти 60 млн.га гослесфонда, плюс  14 млн.га оленьих пастбищ. 

В 1988 году на смену круглым куполам парашютов «Лесник» пришли парашюты «Лесник — 2» или «летающее крыло». 

   

Международное сотрудничество

В конце 80-х Красноярская авиабаза начинает сотрудничать с коллегами из Китая и США. В результате поездки в Поднебесную красноярцы позаимствовали у китайских лесных огнеборцев опыт тушения лесных пожаров с помощью воздуходувок. Аналогов такого оборудования у нас на тот момент не было. Спустя несколько лет сотрудники ВНИИПОМлесхоза разработали и усовершенствовали собственные аппараты по типу китайских воздуходувок, добавив поступление воды в сопло воздуходувки.

В 1991 году Россию и Красноярскую авиабазу посетил профессор Аризонского университета, крупный ученый с мировым именем по истории лесных пожаров Стив Пайн. В конце 1991 года был подписан рабочий протокол о сотрудничестве между Федеральной службой лесного хозяйства России и Лесной службой США, с этого момента начинается качественно новый уровень взаимодействия и обмена опытом тушения лесных пожаров между нашими странами. Был разработан план и согласованы основные вопросы для изучения достижений в области борьбы с лесными пожарами и организации стажировок.

В 1993 году реализован обмен двумя группами специалистов и руководителей охраны лесов с обеих сторон сроком до 2-х месяцев для углубленного изучения технологий пожаротушения и организации работ.

С 1994 года начинаются стажировки сроком до 5-ти месяцев, специалисты участвуют уже в непосредственном тушении лесных пожаров. 

В 1997-1998 гг состоялись стажировки целых команд в подразделениях Лесной службы США. В 1997 году российская группа работала в составе 11 человек, как команда II-го типа. Возглавлял ее заместитель Красноярской авиабазы Селин А.К. Помимо него, в группе стажировались старший инструктор ПДПС Скрипальщиков Е.А., инструктор парашютно-пожарной команды Симаков Н.М., а также инструкторы Суздалев С.П. и Калашников Д.А. Целью этого обмена опытом была работа на тушении лесных пожаров с максимально возможным применением российских технологий. По заключению американских специалистов программа была выполнена успешно. Всего в лесопожарных службах США в период 1990-х – 2000-х гг прошли стажировку более 10 сотрудников Красноярской авиабазы. Наиболее важным практическим результатом контактов с американской службой явилось создание  нашего отечественного спускового устройства СУ-Р, в основу которого положен американский аналог. Новое СУ-Р позволило улучшить технологию применения вертолетов и значительно снизить травматизм при спусках десантников. Американцы позаимствовали у нас конструкцию парашютной системы «Лесник» и, усовершенствовав ее, стали применять у себя. В целом, в результате сотрудничества российские и красноярские лесные огнеборцы детально изучили вопросы, в которых американская стороны достигла значительного развития, а именно: применение авиатанкерной технологии, использование мотопомп, ретардантов и пенообразователей, организация тушения крупных лесных пожаров, физическая подготовка лесных огнеборцев, профилактические выжигания, тушение лесных пожаров в горных условиях. Многие элементы из указанных направлений в той или иной мере апробированы в России и используются на практике с учетом наших условий. В практике охраны лесов США широко используются спутниковый мониторинг, прогнозирование горимости лесов, использование ИК съемки.

          

Эксперимент на двести лет

Летом 1993 года в Красноярском крае стартовал уникальный пожарный эксперимент по естественному возобновлению лесов после искусственного выжигания. На острове Бор, расположенном в 90 километрах ниже по Енисею от одноименного поселка в Туруханском районе, высадился десант ученых из 24 человек из восьми стран, в том числе из США, Канады, Китая, Австралии. Группу исследователей возглавлял Йоханн Голдаммер из Германии. Их главной целью было проведение искусственного выжигания 50 гектаров лесных насаждений  в зоне  бореальных лесов и затем организация наблюдения за выжженной территорией ни много ни мало, а на целых две сотни лет. Известный  специалист в области лесной пирологии,  Йоханн Голдаммер впервые посетил нашу страну в 1991 году и сумел найти общий язык  с российскими  коллегами. Ему  удалось собрать по-настоящему сильную команду, в которую вошли специалисты Рослесхоза, Авиалесоохраны, Института леса имени В.Н. Сукачева Сибирского отделения РАН,  а также эксперты филиалов центра глобального мониторинга лесных пожаров из разных стран мира. Практически  весь лес на острове, окруженном болотами,  они сожгли дотла. Но для того чтобы иметь представление, как выглядел Бор «до» и «после», нетронутым по соседству оставили небольшой участок. Высота пламени достигала 200 метров, а дым поднимался на расстояние до шести километров. 

      

С тех пор эксперты регулярно наведывались на остров, чтобы доказать или опровергнуть свою теорию. Забегая вперед, скажем, что спустя 20 лет, в июне 2013 года участники эксперимента вновь побывали на острове Бор. Проведенные замеры  показали, отпад насаждений, переживших лесной пожар, составил 98%. Однако, эксперимент на острове Бор уже сейчас подтверждает гипотезу ученых, что даже разрушительные верховые пожары не приводят к гибели экосистемы. Да, на острове  погибли взрослые деревья. Но на тот момент, они уже приостановились в своем росте и развитии. Пожар фактически запустил процесс омоложения. Окончательные выводы по эксперименту, заложенному на острове Бор, будут сделаны другими поколениями ученых уже после 2193 года. Подобные эксперименты заложены также в бореальных лесах США и Канады. 

В 1995 году в связи с увеличением объема работ и взаимосвязей с иностранными учеными и специалистами вторым заместителем начальника авиабазы был назначен В.Л. Сементин.

 

На средства Всемирного банка

В августе 1996 года в поселке Шушенское прошла IV Международная конференция «Пожары и глобальные изменения окружающей среды» под эгидой ООН. В нем приняли участие 17 делегаций из ряда стран. Красноярская база авиационной охраны лесов была активным участником демонстрационных полетов, связанных с обнаружением и тушением лесных пожаров, наземных способов борьбы с огнем. Проходила конференция  на фоне бушевавших в крае лесных пожаров, когда в течение 1996 года было зарегистрировано 1092 очага, огонь уничтожил более 267 тыс. га насаждений. Одним из положительных результатов форума стало то, что спустя год Красноярский край стал победителем в конкурсе Мирового  банка реконструкции и развития (МБРР) на участие в проекте по устойчивому развитию лесов российских регионов. 

В 1997 году в Красноярск прибыла группа экспертов МБРР - процесс подготовки к реализации проекта был запущен. Он длился пять лет.

В 1999 году Красноярская авиабаза, как и ещё 5 в РФ, стала эксплуатантом воздушных судов Гражданской авиации, в ее состав вошел Енисейский филиал разорившейся авиакомпании «Енисейский меридиан». У авиабазы появилась собственная авиация. При помощи Авиалесоохраны России в Енисейском отряде лесной авиации были отремонтированы и введены в строй 14 самолётов Ан-2, четыре вертолёта Ми-8, 3 вертолета Ми-2 и 2 самолёта Ан-26. Вся эта техника была способна подниматься в воздух на лесоохранную работу, обнаруживать и тушить лесные пожары, проводить лесопатологические мероприятия. В структуре авиабазы появилось новое предприятие – Енисейский отряд лесной авиации с численностью около 200 человек, в том числе около 50 человек лётного состава. Отряд возглавил М.М. Усков. У Красноярской авиабазы появилась возможность оперативно оказывать помощь в тушении лесных пожаров любым регионам России, проводить  борьбу с вредителями лесов, полей, помогать в работе своим коллегам, а также в свободное от авиалесоохранных работ время выполнять другие оплачиваемые заказы. В этот период территория активной авиационной охраны лесов Красноярской авиабазы составляла 64,5 млн. га. Силами базы производился авиамониторинг и тушение пожаров в лесах Хакасии, Тывы, Эвенкии. В  структуре базы находилось  27 оперативных авиаотделений. За каждым из них была закреплена территория в несколько миллионов гектаров. Для обнаружения и оперативного тушения пожаров каждому авиаотделению были переданы один или несколько самолетов или вертолетов, парашютно-пожарные и десантно-пожарные команды, средства пожаротушения, связи и транспорта. Авиаотделением, как правило, руководил старший летчик-наблюдатель, в подчинении у которого находились один-два летнаба и авиапожарная служба. Группы авиаотделений, обслуживающие крупный регион или республику,  объединялись в авиазвенья.  

 

В 2000 году Н.А. Ковалев был назначен руководителем ФГУ  «Авиалесоохрана».  Красноярскую базу авиационной охраны лесов возглавил А.К. Селин, заместителем по летной службе назначен М.А. Воронов, начальником летно-производственной службы Н.А. Коршунов. Тогда же началось авиационное патрулирование и тушение лесных пожаров с применением ведомственных воздушных судов. На балансе авиабазы числилось 14 самолётов Ан-2, 4 вертолёта Ми-8, 5 вертолётов Ми-2 и 2 самолёта Ан-26.

В начале 2000 года потенциальный исполнитель лесоавиационных работ – авиакомпания ОАО «Транссибнефть» приобрела два вертолёта Ка-26 и после ввода в эксплуатацию предложила их для выполнения лесоавиационных работ Красноярской авиабазе. С целью понимания возможностей вертолёта, было решено провести тестовые спуски десантников-пожарных.

В наставлении по парашютно-десантным работам (НПДР – 84) технология выполнения спусков была поэтапно расписана, что позволило под руководством пилота-инспектора Красноярского управления гражданской авиации Мамаева А.Г. 20 апреля 2000 года провести тестовые спуски десантников-пожарных. В ходе выполнения спусков было установлено, что вертолёт при наличии в пассажирской кабине 4 десантников и более, с трудом держится в режиме висения. Кроме того, визуально было установлено, что грузовой баул в люк для спусков поместится с трудом, и в случае принятия решения о проведении производственных спусков, потребуется произвести перешивку баулов.

По окончании проведения спусков было решено, что в связи с низкой стоимостью лётного часа вертолёта Ка-26 и его уникальными возможностями посадки на ограниченные площадки, допустить вертолёт к проведению авиационного патрулирования лесов с не более чем тремя десантниками-пожарными на борту.

Однако, в ходе подготовки контракта с авиакомпанией, в процесс вмешалась Центральная авиабаза в лице начальника лётно-производственной службы А.П. Щербакова, который запретил проведение каких-либо спусков с вертолёта Ка-26, так как в середине 80-х годов в ходе эксплуатации данного типа вертолётов в Северо-Западной авиабазе (Карелия), при проведении производственных спусков были разбиты три Ка-26, причем за три дня подряд. Слава богу, без человеческих жертв. По словам персонала Северо-Западной авиабазы, в жару у вертолёта на висении от перегрева падала мощность двигателей, он начинал просаживаться, управление становилось неустойчивым, что и приводило к падению машин. Результатом этих происшествий стал запрет по системе «Авиалесоохрана» на спуски людей с Ка-26. Разумеется, с запретом 15-летней давности новое поколение командно-лётного состава Красноярской авиабазы знакомо не было.

В дальнейшем данный вертолёт использовался Красноярским авиаотделением только на авиапатрулировании лесов и перевозке людей к местам лесных пожаров и обратно. По общему заключению лётчиков-наблюдателей и командно-лётного состава авиабазы, ввиду слабой мощности двигателей Ка-26, стоимость аренды которого казалось бы, была меньше стоимости лётного часа вертолёта Ми-2, Ка-26 не мог обеспечить выполнения уровня объёмов, выполняемых на Ми-2. Например, группу парашютистов-пожарных Ка-26 вывозил с пожара за два рейса, в то же время вертолёт Ми-2, при условии малого остатка топлива, выполнял ту же работу за один полёт. В результате работа Ка-26 привела к неоправданным материальным затратам. В дальнейшем неэффективная работа Ка-26 привела к отказу от его эксплуатации авиабазой.

Тем не менее, опыт испытаний вертолёта оказался успешным, так как в ходе их проведения специалисты авиабазы применили не только новую технологию проведения спусков, но и благодаря своему профессионализму сразу выявили слабые стороны эксплуатации Ка-26.

Возможно, получение своевременного запрета на проведение спусков с Ка-26 позволило избежать человеческих жертв среди работников Красноярской авиабазы:9 августа 2001 года при выполнении полёта по осмотру нефтепровода Ка-26 (регистрационный номер RA-24328) авиакомпании ОАО «Транссибнефть», потерпел катастрофу. Оба члена экипажа и представитель заказчика погибли. 

Ниже представлены уникальные фото испытаний пригодности вертолёта Ка-26 к проведению спусков с него десантников-пожарных 26 апреля 2000 года.   

 

В 2001 году красноярские воздушные огнеборцы стали использовать в работе вертолётное водосливное устройство ВСУ-5А. А спустя 3 года – в  2004 году - внедрили систему автоматизированной подачи смачивателя в полёте для ВСУ-5А (СПС-1).

В 2002 году между Правительством РФ и МБРР было подписано соглашение на реализацию пилотного проекта по устойчивому лесопользованию на территории трёх регионов (Хабаровский и Красноярский края, Ленинградская область) о  предоставлении займов на сумму 60 млн. долларов США.

В июне  2005 года в Красноярск в рамках реализации пилотного проекта стала поступать  новая техника и специальное оборудование, предназначенные для борьбы с лесными пожарами. Красноярские и Эвенкийские лесоводы получили 519 ранцевых огнетушителей РЛО-М и прочий лесопожарный инвентарь,  1258 радиостанций,  бензопилы, радиостанции,  восемь  лесопожарных модулей на базе автомобиля УАЗ-39094 МЛПК-5, пожарные машины, автозаправочные цистерны.

В 2004 году на Красноярской авиабазе внедрены новейшие радиостанции «Баррет» и «Айком» КВ и УКВ диапазона, полученные по пилотному проекту. В результате все авиаотделения были полностью укомплектованы средствами радиосвязи, в том числе и носимыми радиостанциями КВ-диапазона.

В 2005 году под руководством старшего инструктора ПДПС Е.А. Скрипальщикова в крае внедрены парашютные системы «Лесник-3». В этом же году на основании приказа Центральной авиабазы было закрыто Чемдальское авиаотделение.

 

В 2006 году лётчики-наблюдатели О.В. Нетягин и А.П. Жестовский получили допуск на тушение лесных пожаров с применением самолёта Бе-200. Налёт ведомственной авиации достиг 75% общего объёма лесоавиационных работ. Кроме того, отрядом лесной авиации, как и ранее, выполнялись работы по перевозке пассажиров и грузов, осуществлялось дежурство вертолёта Ми-8 на поисково-спасательных работах. На балансе находилось 19 самолётов Ан-2, 2 самолёта Ан-26, 5 вертолётов Ми-2 и 4 вертолёта Ми-8. В связи с сезонным характером авиалесоохранных работ, наблюдался отток экипажей в другие авиакомпании. Из-за высочайшей стоимости затрат на охрану, перевозку и хранение взрывчатых материалов, предъявляемые жесткие требования к организации и проведению работ, неоправданно долгое оформление разрешительной документации, в 2006 году было прекращено использование взрывчатых материалов. Склады закрыты, лицензия сдана. Между тем 2006 год стал самым тяжелым в начале  нового века,  напомнив  о событиях 10-летней давности, когда природные пожары превращали леса Приангарья в безжизненную пустыню. К концу июля количество  лесных пожаров перевалило за 800 и достигло рекордной за последнее десятилетие отметки по выжженной площади - более 400 тыс. га  таежных массивов оказались пораженными огнем. Без авиации справиться с огнем, горевшим в десятках, а то и сотне километров от ближайшего поселка,  было невозможно. Однако запасы авиационного горючего закончились уже  через две недели после начала буйства стихии, а средств на его приобретение у Красноярской авиабазы в наличии не было. Оценив сложность положения, Совет безопасности администрации Красноярского края постановил выделить 12 тонн авиакеросина из резервного фонда Агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации края.  Лесопользователи - арендаторы, кроме выделения  денег  на оплату услуг авиации, остановили все работы в лесу и в цехах и отправили   рабочих на тушение пожаров. Краевая администрация тоже весьма оперативно приняла решение выделить на борьбу с огнем дополнительно 5 млн. руб. из резервного фонда. Всего в лесном фонде агентства лесного хозяйства по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам было зарегистрировано 862 лесных пожара на общей площади 451,6 тыс. га. Режим ЧС в Минусинском, Богучанском, Кежемском, Мотыгинском и Казачинском районах ввели в мае, действовал он практически весь пожароопасный сезон. В Дзержинском и Абанском районах распоряжением районных администраций было введено ограничение доступа населения в леса.

Осенью 2006 года в соответствии с требованиями нового лесного кодекса, прекратившего существование авиалесоохраны на уровне федерации и в связи с передачей полномочий по охране и защите лесов органам исполнительной власти субъектов РФ, Красноярская база авиационной охраны лесов – филиал ФГУ «Авиалесоохрана», была ликвидирована (приказ № 130 от 29 октября 2006 года). На базе ликвидированного предприятия было создано краевое государственное учреждение «Красноярская база авиационной охраны лесов», в штат которого вошли 844 человека, в том числе 290 работников АПС и 280 работников отряда лесной авиации. На баланс авиабазы были приняты  14 Ан-2, 4 Ми-8, 2 Ан-26 и 5 Ми-2. В течение первого пожароопасного сезона служба АПС Тувинского и Хакасского авиазвеньев выезжала на тушение лесных пожаров в Ванаварском авиаотделении, ее силами был потушен пожар возле посёлка Байкит, который угрожал нефтяной скважине. Самолеты Ан-26 из-за отсутствия средств на ремонт в крае не летали.

В 2008 году была разработана и внедрена в работу предприятия программа по учету затрат на пожары. Программа была полностью адаптирована к данным о пожарах, получаемым Центральным диспетчерским пунктом, что позволило вести точный оперативный учёт затрат на тушение.

В 2009 году КГУ «Красноярская база авиационной охраны лесов» стало автономным учреждением. В новом качестве учреждение смогло зарабатывать средства на текущую деятельность и принимать адекватные меры по охране и защите лесов от пожаров, благодаря чему возрос процент пожаров, потушенных с применением авиационных сил и средств, сократились площади, пройденные огнём. В этот период во всех авиаотделениях был внедрен интернет, закуплено специальное оборудование. Сводки о лесных пожарах передавались в Центральный диспетчерский пункт по телекоммуникационным сетям. Авиаотделения стали «видеть» лесопожарную обстановку. Теперь они в любое время могли получать снимки погоды, данные о термических точках и грозопеленгации. В связи с отсутствием достаточных средств на ремонт воздушных судов и сохраняющийся дефицит лётного состава, было принято решение о передаче имущественного комплекса отряда лесной авиации в госпредприятие Красноярского края – авиакомпанию «Красавиа».

В 2010 году лесные огнеборцы получили новую спецодежду с ярко-жёлтой курткой, благодаря которой пожарные могли лучше видеть друг друга на кромке огня в условиях задымлённости, а также в сумерках. Кроме того, в такой спецодежде люди хорошо различимы с борта воздушного судна, что позволило принимать более грамотные тактические решения при работе на тушении лесных пожаров, в том числе с помощью вертолетов с водосливными устройствами. 

В июле 2010 года по просьбе губернаторов Нижегородской, Рязанской и Свердловской областей для оказания помощи в тушении катастрофических лесных пожаров, вызванных аномальной жарой, в европейскую часть России и в Екатеринбург направлены 56 самых высококвалифицированных работников авиапожарной службы. В результате оказания помощи спасены десятки посёлков, остановлено распространение разрушительного огня. Сотовая связь, используемая работниками лесной охраны центральных регионов при тушении пожаров, оказалась бесполезной. Управление тушением было организовано благодаря привезённым красноярцами средствам УКВ и КВ радиосвязи. Несмотря на трудные времена и острый дефицит финансирования авиалесоохранных работ, руководителю Красноярской авиабазы А.К. Селину  удалось не только сохранить боеспособный коллектив, но и постоянно внедрять современные технические средства и передовые технологии в борьбе с лесными пожарами. К 2010 году в копилке красноярцев были десятки благодарностей от глав субъектов Российской Федерации за проявленную отвагу, высокий профессионализм и спасенные жизни. 

По итогам работы 2010 года Красноярская база авиационной охраны лесов была признана лучшей в стране.

Обновлено: Четверг, 17 февраля 2022, 15:07  
2010-2023 © КГАУ "Лесопожарный центр"
Представленные данные принадлежат КГАУ "Лесопожарный центр".
Воспроизведение или распространение указанных данных в любой форме может производиться только с письменного разрешения руководства КГАУ "Лесопожарный центр".
(391)290-50-71 - Телефон горячей линии
660055, г. Красноярск, ул. Джамбульская, 12Б. (391) 224-12-30, Факс:(391) 243-99-85, E-mail:lpcentr@lpcentr.ru

Создание сайта: ООО "Торинс"